Номер 23 (562), 08.06.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


ПО АРХИВАМ СБУ

ВАСИЛИЙ ВРОНСКИЙ – «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ»

ВЫЧЕРКНУТЫЙ ИЗ ИСТОРИИ И ЖИЗНИ

(Продолжение. Начало в № 21, 22.)

В 1936 году румынские власти под воздействием фашистов решили проводить активную румынизацию Молдовы, они ликвидируют Русский театр Кишинева и запрещают ставить пьесы на русском языке. Пятидесятичетырехлетний Вронский оказался выброшенным на обочину жизни. Можно сделать вывод, что закрытие Русского театра и изгнание Вронского, возможно, было связано с приездом в Бухарест в 1936 году советской балетной труппы, часть представителей которой была уличена в шпионаже в пользу СССР. Вронский был приглашен как режиссер-осветитель на время гастролей советской труппы. Но опасные гастроли кончились для Вронского вызовом в румынскую сигуранцу, допросом о связях с советскими артистами, угрозами концлагеря, запрещением постановки русских спектаклей в Кишиневе.

В том же году Вронский женится на румынской подданной Елене Доризо. Позже на чекистских допросах этот брак с Еленой, которая на 17 лет была моложе Вронского, чекисты будут рассматривать как "сделку с сигуранцей"!

Чтобы не умереть с голода после краха актерской карьеры Вронский устраивается весовщиком коммерческой камеры на привозной зерновой рынок станции Березино Аккерманского уезда, где работает до 1940 года, когда советские войска, после ультиматума СССР Румынии о немедленном возвращении Молдавии, вступают на молдавскую территорию.

Интересно, что Вронского в первые недели советской власти на Аккерманщине даже избирают (очевидно, за грамотность) председателем сельсовета Березино, где он проработал два месяца. Вскоре он был востребован Управлением культуры новоиспеченной Молдавской ССР для работы артистом высшей категории в Государственном русском драматическом театре Кишинева. Тогда его допросили в НКВД Молдавской ССР и не нашли за ним никаких опасных преступлений... В июне 1941 года он получил советское гражданство, а через 11 дней началась война.

С началом Великой Отечественной войны труппу Русского театра из Кишинева в открытых платформах для скота перевозят в Бендеры, потом в Тирасполь. 17 июля 41-го года театр в Тирасполе закрывают и все актеры получают расчет. Из Тирасполя театр эвакуировали вглубь УССР, объявив артистам, что они должны эвакуироваться в восточном направлении.

Самовольно отстав от эшелона эвакуированных, Вронский выехал в Одессу со своей семьей: женой – артисткой Еленой Доризо 26-ти лет, тещей Еленой Дмитриевной (бывшей моложе зятя на 11 лет), трехлетней дочерью Татьяной и приемной дочерью семилетней Наташей. В Одессе, в переулке Сеченова № 7, жили родственники жены – семья профессора Павловича, которые приютили беженцев Вронских.

Но страшная трагедия произошла уже через несколько дней по приезде Вронских – во время бомбежки немецкая бомба разрушила дом, где жили Павловичи и Вронские, погибла жена профессора Павловича. Вронские были вынуждены уехать на Большой Фонтан в пустующие деревянные домики пионерского лагеря.

А Одесса тем временем попала в полное окружение немецкой и румынской армий и в состоянии осады прожила 73 дня и ночи. В осажденной Одессе, в августе 1941 года, Вронский работал чтецом в радиокомитете и в Управлении искусств при Одесском областном совете (заведующим драматического отдела). Он занимался формированием артистических концертных групп, выезжающих на фронт, на обыкновенном трамвае, с летучими концертами в частях.

10 сентября Вронский спокойно направлялся с 13-й станции Большого Фонтана, где он проживал, пешком на работу в центр города. Он проделывал это каждый день, наматывая до 30 километров пути. Вдруг остановилась машина, и любезный мужчина в командной военной форме предложил подвести Вронского в центр города. По дороге пассажиры разговорились. Вронский сказал, что жил в Румынии. Этого стало достаточно, чтобы показаться подозрительным. Из машины его сразу же отвезли в одесскую тюрьму.

В домике пионерлагеря, где ютилась семья Вронских, на 13 станции Большого Фонтана, был произведен обыск, но ничего подозрительного не нашли. Однако артисту предъявили обвинение в шпионаже в пользу Румынии и Германии и в сотрудничестве с белогвардейской контрразведкой во времена гражданской войны, в выдаче коммунистов и революционно настроенных лиц врангелевской контрразведке. Среди обвинений было и такое "... пел в Кишиневе с джаз-оркестром антисоветские частушки". Эти обвинения были смехотворными, однако следователи (Каруцкий) пытались выбить у артиста признания во всех смертных грехах.

В ночь на 16 октября Одесса была внезапно оставлена Советской Армией. Тюрьма оказалась без охранников, и все, кто там находился, освободились сами в 6 часов утра, пока в город не зашли немецко-румынские войска. Ночью уголовники разбили двери камер и, освободившись, освободили и всех политических заключенных. Утром, когда политические вышли из тюрьмы, толпа народа встречала их овациями и поносила бежавших большевиков.

В связи с оставлением Одессы следствие по делу Вронского не было закончено, и следствием было принято решение эвакуировать его вместе с другими заключенными вглубь СССР. Однако это было технически невозможно, и Вронский остался в Одессе. Он в последствии заявлял румынским властям, что его должны были обязательно расстрелять, но благодаря бегству советских войск это просто не успели сделать. В своем интервью "Одесским известиям" он утверждал, что был приговорен к расстрелу 15 октября 1941 года.

(Продолжение следует.)

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК – академик,

В. САВЧЕНКО – доцент.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка